Каждая из названых методик позволяет увидеть проявление той, или иной грани личности. Дефекты психики, если они есть в наличии у выбранного человека, проявляются в его поведении,
4. Эксперимент-обучение. В лабораторных условиях человека обучают определенным знаниям, умениям или навыкам. То, на сколько удачно и быстро он воспримет информацию и усвоит ее, показывает экспериментаторам потенциал личности.
Ж. Импрессия. Человеку предлагается на выбор несколько стимулов к действию. Тот, который он выберет, будет характеризовать состояние его психики.
Е. Игра. Как известно, в детстве игра – главный вид деятельности человека. По этому наблюдение за поведением ребенка в игре и анализ сценария происходящего позволяет психологу сделать выводы о состоянию психики ребенка. Для взрослых методику игры также можно использовать. С этой целью нужно организовать увлекательную интеллектуальную, подвижную или ролевую игру, объяснить участника, что это часть диагностики и понаблюдать за их поведением и ролью в действии.
Д. Рисование. Воссоздание образов на бумаге позволяет личности выразить себя. Опытный психолог проанализирует рисунок и сделает выводы о наличии или отсутствии патологий в развитии личности.
Г. Дополнение. Пациент должен на свое усмотрение закончить недочитанный психологом текст, или дорисовать картину. Исследователь оценивает содержание и смысл работы и делает выводы о состоянии психики клиента.
В. Интерпретация. Исследуемому человеку озвучивают некоторую информацию, а он должен объяснить, в чем ее суть. Таким образом, проверяется способность личности воспринимать и воссоздавать информацию.
Б. Создание конструкции. Человек получает задание сложить объект из мелких деталей. Исследователь наблюдает за успешностью деятельности пациента.
А. Создание структуры. Прием подразумевает развитие стимулов и наполнение их смыслом.
3. Методика проекции. Используется для исследования личности потенциально психически больного человека. Эта группа методик включает несколько отдельных приемов.
3. Опрос с помощью анкет. Информацию о патологии психики получают из слов пациента. Он отвечает на вопросы анкеты, а исследователи анализируют результат опроса. Примером использования этой методики является проведение теста на уровень интеллекта. С его помощью диагностирую степень умственной отсталости. Если человек показывает результат IQ от 50 до 70 баллов, у него диагностируют незначительную умственную отсталость. Если результат теста составляет 39-45 баллов - человек признается умеренно умственно отсталым. Те, кто набрал 20-30 баллов, вероятно, страдают от тяжелой формы отсталости психики. А больные с результатом менее 20 баллов признаются глубоко умственно отсталыми. Важно заметить, что эта методика должна быть проведена не единожды и в разное время, ведь результат IQ-теста может зависеть не только от умственных данных человека, а и от состояния его физического здоровья, уровня усталости и эмоционального состояния.
2. Слежка. Эта методика имеет пассивный характер. Ее суть состоит в том, чтобы наблюдать за человеком с психическим дефектом, анализировать его поведение и констатировать факт нарушения психики.
1. Эксперимент в психологической лаборатории. Проводится как индивидуально с каждым пациентом, так и с группами. Методика подразумевает создание психологом в лаборатории обстоятельств, которые бы стимулировали проявление какого-нибудь симптома нарушения психики.
Специальная психология – это специфический раздел психологии, ведь он посвящен работе с людьми, обладающими дефектами психики. По этому и методы, которые используют психологи в работе с больными людьми, имеют специфический характер. В частности, применяются такие методики:
Методики, используемые в специальной психологии
Похожие материалы:
Методики, используемые в специальной психологии - cтатья по психологии| Психологический интернет портал anyPSY.ru - Вся психология
Комментариев нет:
Отправить комментарий